Найчастіші питання / відповіді...
 

Транспортно-заготовительные расходы

Автор: Ошурков С.

Тема: Учет запасов, Учет товаров (Облік товарів).

Содержание:

01. Видео-урок для новичков о ТЗР

02. Состав транспортно-заготовительных расходов

03. Два варианта отражения ТЗР в бухучете

04. Принципы учета ТЗР во время получения и использования запасов, корреспонденция счетов, формула распределения

05. Примеры применения двух вариантов учета ТЗР:

05.1. Способ прямого учета (включения в стоимость приобретенных запасов непосредственно)

05.2. Учет на отдельном субсчете (с применением среднего процента при выбытии запасов)

06. Отдельные вопросы:

06.1. Как определять стоимость ТЗР, если перевозка проводится силами вспомогательных (или подсобных) производств (или хозяйств) предприятия?

06.2. Относить ли к ТЗР расходы на служебные командировки, содержание отдела снабжения и подобного административного персонала?

 

01. Видеоурок "Транспортно-заготовительные расходы"

Часть 2 - Транспортно-заготовительные расходы: по среднему проценту с учетом на отдельном субсчете >>.

02. Состав транспортно-заготовительных расходов

B ТЗР входят затраты на:

01) заготовку запасов;

02) оплату тарифов (фрахта) зa погрузочно-разгрузочные работы;

03) транспортировку ТМЦ всеми видами транспорта (неважно - своим транспортом или транспортом других предприятий) до мест иx использования, включая расходы, которые касаются страхования рисков транспортировки ТМЦ.

Если расходы на транспортировку осуществляет поставщик, то он включает их в стоимость запасов. Получатель ТМЦ ведет учет тех расходов на транспортировку, которые осуществлены непосредственно им самим.

Обратите внимание, что транспортно-заготовительные расходы должны быть связаны именно с приобретением (получением) запасов. К ним не относим:

01) расходы при возвращении запасов поставщику;

02) расходы на внутренние перевозки запасов по территории предприятия, между разными его структурными подразделениями;;

03) расходы, которые касаются готовой продукции (нагрузку, транспортировку, перевалку, страхование ...);

04) расходы на услуги (например, транспортно экспедиционные), которые касаются реализации запасов.


Расходы на заготовку ТМЦ характерны для тех ТМЦ, которые относятся ко вторичному сырью (металлолом, макулатура и тому подобное) или являются продукцией сельскохозяйственного назначения. Эти расходы, если их понесло непосредственно предприятие, будут состоять из расходов на оплату труда заготовителей, начисленного на нее ЕСВ, командировочных расходов заготовителей и тому подобное.

Погрузочно-разгрузочные работы оплачиваются получателем ТМЦ отдельно в случае перевозки его собственным автомобильным, железнодорожным или другим видом транспорта. Если же доставка осуществляется перевозчиком, то стоимость погрузочно-разгрузочных работ включается обічно в общую стоимость транспортировки.

Перевозчики предоставляют предприятиям услуги, суть которых заключается в том, что ТМЦ должен быть доставлены в срок и в полном объеме. Следовательно, ответственность за своевременную и полную поставку предприятию ТМЦ несет перевозчик. Но согласно части второй ст. 924 ГКУ перевозчик отвечает за потерю, повреждение или недостаток, принятого к перевозке груза лишь при наличии его вины (умысел или неосторожность). При этом отсутствие своей вины должен доказывать перевозчик (презумпция вины). В случае потери, недостатка или порчи ТМЦ, во время их перевозки могут сложиться достаточно сложные отношения между отправителем, перевозчиком и получателем. Тогда процесс возмещения нанесенного вреда может существенно затянуться. Во избежание этого, владелец ТМЦ с целью возмещения причиненных убытков может их застраховать. Возможность страхования ТМЦ, которые перевозятся автомобильным транспортом, предусмотрены п. 4 Правил перевозки грузов.

Страхование запасов во время перевозки относится к имущественному страхованию. Общий порядок имущественного страхования определен Законом о страховании. Согласно статье 6 данного Закона страхование грузов, которое включает страхование ТМЦ во время перевозки, является добровольным видом страхования. Обратите внимание: страхование грузов осуществляется страховыми компаниями, в лицензии которых указано их право на страхование грузов.

 

03. Два варианта отражения ТЗР в бухучете

Согласно пункту 9 ПБОУ ТЗР включаются в себестоимость запасов (их первоначальную стоимость). Правила бухгалтерского учета предусматривают два варианта отображения ТЗР в составе стоимости ТМЦ:

01) их сумма может учитываться в составе стоимости приобретенных ТМЦ (на отдельных субсчетах и аналитических счетах учета этих ТМЦ; то есть сразу распределяться между приобретенными запасами и включаться в стоимость каждого конкретного вида запасов);

02) отдельно вести их учет на субсчете, который специально открывается для бухучета ТЗР.

Решение о целесообразности избрания одного из этих вариантов можете принять после просмотра двух видео в пункте 01.

Приказ об учетной политике вашего предприятия должен содержать избранный вариант отражения транспортно заготовительных расходов.

 

04. Принципы учета ТЗР во время получения и использования запасов, корреспонденция счетов, формула распределения

В случае поступления ТМЦ на предприятие их стоимость в бухгалтерском учете отображается по дебету соответствующего субсчета в корреспонденции с кредитом соответствующего субсчета расчетов с поставщиками (631, 685, и т. п.).

Расходы на доставку ТМЦ, осуществленную поставщиком, включаются в их стоимость непосредственно поставщиком и не выделяются получателем ТМЦ на отдельный субсчет. В других случаях использование субсчетов учета ТЗР зависит от вида ТМЦ и от того, осуществляется перевозка ТМЦ специализированным предприятием или самим предприятием - получателем ТМЦ.

ТЗР, оплаченные специализированному предприятию, без учета НДС отражаются по дебету субсчета ТЗР, который предприятие определяет самостоятельно (например, субсчет 2018 Транспортно-заготовительные расходы» ...) и кредиту субсчета 631 или 685. Если полученные запасы планируется использовать y хозяйственной деятельности, то сумма НДС, включенная в стоимость транспортировки, отражается в составе налогового кредита по НДС.

Согласно пункту 9 ПБО9, в случае использования ТМЦ сумма ТЗР, обобщаемая на каком-то отдельном субсчете, распределяется ежемесячно между суммой остатка запасов на кoнец месяца и суммой запасов (ТМЦ), выбывших (использованных, реализованых, переданых ...) за отчетный месяц.

Сумма TЗВ, которая включается в стоимость выбывших ТМЦ, определяется по формуле:

Сумма ТЗР, включамая в стоимость выбывших запасов = (Остаток ТЗР на начало месяца + ТЗР за месяц) / (Остаток зaпасов на начало месяца + Поступление запасов за месяц) * Стоимость запасов, вибывших за місяц

Внимание!! Обязательно из расчетов предварительно исключают внутренние обороты по внутреннему перемещения запасов между различными местами хранения на предприятии..

Стоимость ТЗР, приходящаяся на стоимость ТМЦ, выбывших за месяц, отражаем по кpедиту субсчета учета ТЗР и дебету тех же счетов и субсчетов учета (281, 201, 209 ...), на которых отражается выбытие таких запасов.

 

05. Примеры применения двух вариантов учета ТЗР


05.1. Способ прямого учета (включения в стоимость приобретенных запасов непосредственно)

Пример 1.

Предприятие приобрело 1000 кг товара A на сумму 28800,00 грн (y том числе НДС - 4800,00 грн), а также 1600 кг товара Б на 48000 грн (НДС - 8000 грн. в том числе).

Стоимость доставки товара составила 4080,00грн (в том числе НДС - 680,00 грн).

Первоначальную стоимость приобретенных товаров y этом случае с учетом ТЗР можем рассчитать так:

1) стоимость приобретенных товаров (общая, без НДС):

24000 + 40000 = 64000 (грн);

2) стоимость перевозки 1 грн товара:

3400 / 64000 = 0,053125 (грн);

3) стоимость перевозки :

3.1) товара А: = 24000 * 0,053125 = 1275,00 (грн);

3.2) товара Б: = 40000 * 0,053125 = 2125,00 (грн);

Проводки для Примера 1

Операции

Проводки

Сумма, грн

Дт

Кт

01

Получен от поставщиика товар А

281/А

631

24000

02

Получен от поставщиика товар Б

281/Б

631

40000

03

НДС в стоимости товаров

644

631

12800

04 Налоговый кредит по НДС (если уже получена налоговая накладная)

641/НДС

644

12800

05

Включена сумма расходов на доставку в стоимость товара А

281/А

631

1275

06

Включена сумма расходов на доставку в стоимость товара Б

281/Б

631

2125

07

НДС в составе стоимости перевозки

644

631

680

08 Налоговый кредит по НДС (если уже получена налоговая нaкладная)

641/НДС

644

680

09

Оплата поставщику

631

311

76800

10

Оплата перевозчику

631

311

4080

 

05.2. Учет на отдельном субсчете (с применением среднего процента при выбытии запасов)

Сколько субсчетов вводить на вашем предприятии для учета ТЗР и для кaких именно групп запасов создавать эти субсчета, вы решает самостоятельно.

Например, в ПСБУ9 Минифин предложил предприятиям розничной торговли субсчет 289. А в Методрекомендациях №2 предложен субсчет 200.

Формула распределения приведена выше. Рассмотрим пример.

Пример 2.

На начало месяца на субсчете 201 остаток материалов был 126000 грн.

Остаток ТЗР на начало месяца по дебету субсчета 201/8 был 5740 грн.

В течение месяца предприятие получило материалы стоимостью 420000 грн (y том числе НДС 70 000 грн). Стоимость доставки материалов - 15960 грн (y том числе НДС - 2660 грн).

В течение месяца материалы были:

1) отпущены на производство на сумму 336000 грн;

2) переданы для административных целей - 9800 грн;

3) реализованы на сторону - 42000 грн (продажная стоимость составляла 58800 грн с НДС).

Всего выбыло материалов на 387 800 грн (без НДС).

Показатели

Стоимость запасов

Сума ТЗР

Всего

01

Остаток на начало месяца

126000

5740

131740

02

Поступило за отчетный месяц

350000

13300

363300

03

Итого (строка 01 + строка 02)

476000

19040

495040

04

Средний процент ТЗР

= 19040 / 476000 * 100 % = 4,0 %

05

Выбыло за месяц, в том числе:

387800

15512

403312

— отпущено основному производству

336000

13440

349440

— передано для административных целей

9800

392

10192

— реализовано на сторону

42000

1680

43680

06

Остаток на конец месяца (строка 03 - строка 05)

88200

3528

91728

Фактическая стоимость выбывших запасов составляет 403 312 грн. в месяц, а стоимость остатков на конец месяца - 91728 грн.

Проводки для примера 1

Операцbb

Проводки

Суvма, грн

Дт

Кт

01

Получены материалы

201

631

350000

02

НДС в составе стоимости материалов

644

631

70000

03 Налоговый кредит по НДС (если уже получена налоговая накладная)

641/НДС

644

70000

04

Стоимость перевозки

201/8

631

13300

05

НДС в составе стоимости перевозок

644

631

2660

06 Налоговый кредит по НДС (если уже получена налоговая накладная)

641/НДС

644

2660

07

Оплачено поставщику за материалы

631

311

420000

08

Оплата транспортных услуг по доставке материалов

631

311

15960

09

Отпущены материалы в производство

23

201

336000

10

Списываем сумму ТЗР, касающуюся стоимости материалов, отпущенных y производство

23

201/8

13440

11

Отпущено материалы для административных целей предприятия [смотрите Административные расходы]

92

201

9800

12

Списана сумма ТЗР, касающуяся стоимости материалов, отпущенных для административных целей предприятия

92

201/8

392

13

Реализация материалов нa сторону

377

712

58800

14

Обязательство по НДС

712

641/НДС

9800

15

Себестоимость реализованных мaтериалов

943

201

42000

16

Списана сумма ТЗР, касающуюся стоимости реализованных мaтериалов

943

201/8

1680

 

06. Отдельные вопросы


06.1. Как определять стоимость ТЗР, если перевозка проводится силами вспомогательных (или подсобных) производств (или хозяйств) предприятия?

Министерство финансов в письме №31-04200-... от 14.03.2005 >> пояснило, что расходы на транспортировку следует определять по производственной себестоимости услуг подсобных (вспомогательных) производств (хозяйств) такого предприятия по перевозке этих запасов..

 

06.2. Относить ли к ТЗР расходы на служебные командировки, содержание отдела снабжения и подобного административного персонала?

Министерство финансов у том же письме №31-04200-... от 14.03.2005, упомянутом в предыдущем пункте, пояснило, что подобные затраты на командировки и содержание административного персонала, занимающегося закупкой запасов, надо относить на счет 92.

Об этом сказано и в пункте 2.3. Методрекомендаций №2.

Дополнительно. Транскрибация комментариев из видео

В предыдущих уроках мы рассматривали учет получения товаров в упрощенном виде, то есть только стоимость товаров и ничего больше. Часто приобретение запасов связано с транспортировкой, погрузкой, разгрузкой, страхованием и др.

Транспортно-заготовительные расходы - это еще одна составляющая стоимости товаров, материалов и других запасов. И это еще одна тема, которую стоит рассмотреть сначала, перед тем как углубляться в учете отдельных видов запасов.

Перейду на страницу онлайн-формирования приказа об учетной политике.

Как видите, в проекте приказа об учетной политике это второй пункт. Первый пункт мы рассмотрели в предыдущем видео.

Используем два нормативных акта из предыдущего урока. Вот первый из них перед вами - это Положение бухгалтерского учета №9, Второй документ - Рекомендации №2 по бухгалтерскому учету запасов. Ссылки на эти два документа я оставлю в описании видео.

Что относится к транспортно-заготовительным расходам? Перейду к ПБУ-9. Ищу здесь пункт 9. Вот абзац, посвященный нашему вопросу, нас интересует именно этот фрагмент.

Речь идет о: транспортировке, страховании при транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах, ну и затратах на заготовку запасов.

И замечу: сюда относятся расходы связанные только с получением запасов. То есть транспортировка запасов в случае их продажи или перемещения ранее полученных запасов между различными местами хранения - это совсем другая тема. Сейчас мы эти случаи не рассматриваем.

Еще одно замечание. Транспортно-заготовительными расходами считаются только те расходы, которые произведены непосредственно покупателем запасов при cамостоятельной доставке их на предприятие.

И это независимо от того, осуществлялась их доставка сторонними предприятиями или самим нашим предприятием (собственным или арендованным транспортом).

Как мы учитываем эти транспортно-заготовительные расходы?

Нормативные акты дают нам два возможных варианта действий. Перейду к Методическим рекомендациям №2. Ищу здесь пункт 5.5. Это первый способ учета. Он прост. Вот как это выглядит.

Перейду к эмулятору проводок. Вот есть 2 проводки, похожие на те, что какие мы встречали в предыдущих уроках:

Получен товар, 250 штук по 1000 гривен Дт 281 Кт 631сума 250000;
Налог на добавленную стоимость на товар Дт 644 Кт 631сума 50000.

Предположим, что этот товар транспортировало другое предприятие. Это стоило 3000 гривен, в том числе НДС 500 гривен.

Стоимость перевозки относим непосредственно на стоимость именно этого товара, который транспортировался, то есть в нашем примере это «Краска интерьерная белая 10 литров»

Проведу:
Стоимость перевозки товара Дт 281 Кт631 сумма 2500 гривен без НДС.

Следующая проводка:
НДС на перевозку товара Дт 644 Кт631 сумма 500 гривен.

Видим две проводки аналогичные предыдущим, только сумма другая и по кредиту субсчета 631 у нас фигурирует другое предпритяие - не поставщик краски, а перевозчик.

Смотрим ниже карточку субсчета 281. Стоимость этого товара сформировалась в сумме 252 500 гривен.
И когда мы продадим половину товара, как это было в восьмом уроке, мы спишем половину накопленной его стоимости, то есть проведу:
Отгрузка товара покупателю, себестоимость Дт 902 Кт281 сумма 126 250
(то есть это половина стоимости товара с учетом транспортных услуг).

Другие проводки, касающиеся отгрузки товара я сейчас не буду делать, чтобы не тратить время, мы их видели в восьмом уроке.

Немного сложнее ситуация: мы получили не один, а два или более различных товаров.

Надо как-то распределить транспортные расходы на различные товары. Базой распределения может быть например, стоимость полученных запасов, их количество или вес. Вы этот способ выбираете сами. Проще распределять ТЗР пропорционально cтоимости полученных запасов, поскольку вес не всегда точно известен, а пропорционально количеству можете распределять только когда все полученные запасы имеют одинаковую единицу измерения. Потому, когда в одном грузовом автомобиле привезли товары, и один товар учитывается в штуках, другой в литрах, третий в килограммах - здесь нет возможности что-то вычислить пропорционально количеству.

Как мы это учитываем на примере с двумя товарами? Возьмем условия примера из третьей части восьмого урока.

Здесь видим проводки, аналогичные тем, что мы делали в третьей части восьмого урока.
Получено 2 разных товара на общую сумму опять 250000 гривен:

Получен товар, Краска интерьерная белая 10 л, 100 шт по 834 грн, сумма 83400
Получен товар, Краска фасадная белая 10 л, 200 шт по 833 грн, сумма 166 600
Налог на добавленную стоимость на товар Дт 644 Кт631 сумма 50000

Опять потратили на транспортировку 3000 гривен, в т.ч. налог на добавленную стоимость 500 грн. А без налога на добавленную стоимость это составляет 2500 гривен. Распределяем стоимость транспортировки между двумя товарами.

Вот вы видите две позиции товаров на примере. Между ними надо распределить сумму транспортных расходов 2500 гривен.

Определяем Стоимость транспортировки в расчете на 1 руб. товара.

Введу формулу. Сумму Транспортно расходов без НДС делим на стоимость всех полученных товаров без НДС.

Результат - одна копейка на гривну стоимости товаров.

Распределяем по этому коэффициентом стоимость транспортных расходов между двумя товарами. Введу две формулы ...

В результате имеем такую ​​же сумму 2500 гривен, но уже распределенную между двумя товарами.

Вернусь к нашим проводкам. Введу отдельные записи для каждого товара включения стоимости перевозок в первоначальную стоимость каждого товара.

Расходы на доставку, Краска интерьерная белая 10 л - Дт281 Кт 631 сумма 834
Расходы на доставку, Краска фасадная белая 10 л - Дт 281 Кт631 сумма 1666
Налог на добавленную стоимость на перевозку Дт 644 Кт631 сумма 500

Так это выглядит в проводках.

Покажу, как это отражается по отдельным субконто аналитического учета на практике в реальной программе ведения учета. Открываю программу бухучета и перейду в список операций. Вот у меня остались из третьей части восьмого урока два накладных на получение именно этих двух товаров по таким же ценам.

Создаю операцию, чтобы отразить стоимость перевозки этих товаров.

Часть перевозок 834 гривны пойдет не просто на субсчет 281, а в конкретное субконто аналитического учета под названием «Краска интерьерная белая 10 л». Кредит 631 субсчет ООО «Лучший перевозчик». А сумма перевозок 1666 гривен пойдет на субсчет 281, в субконто аналитического учета под названием «Краска фасадная белая 10 л». Кредит 631 субсчет ООО «Лучший перевозчик». НДС отражаю Дт 6442 субсчет ООО «Лучший перевозчик» Кт 631 субсчет ООО «Лучший перевозчик» 500 гривен. Проведу эту операцию.

Наверняка в вашем случае вы будете работать на реальном предприятии не с ручным вводом операций, а с каким-то стандартным документом [например, Журналы / Услуги сторонних организаций].

Или может в вашей программе это будет называться несколько иначе. Но проводки этот типовой документ будет создавать именно такие, как я сейчас показал.

Открою оборотно-сальдовую ведомость по субсчету 281, чтобы вы могли увидеть результат аналитического учета.
Вот видите, у нас учитываются 2 вида товара. Вы видите количество и стоимость в гривнах. Нажму мышкой на первый товар. Видим, что его стоимость сложилась из двух сумм - стоимость товара и транспортных расходов. Закрываю.

Так же жму мышкой на второй товар, видим, что его стоимость тоже сложилась из двух сумм.

Второй способ учета транспортно-заготовительных расходов я рассмотрю в следующей части этого урока.

↓ Скачайте безкоштовні довідники ↓

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Найчастіші питання...

Відео:

 
 
 
 
 
 

© 2021 Бухоблік - buhoblik.org.ua