Расходы будущих периодов
Автор: Ошурков С.
Содержание темы "Расходы будущих периодов":
01. Что относится к этим расходам, состав
02. Строки для отражения в балансе
03. Примеры ситуаций с бухгалтерскими проводками
04. Списание: как часто и как долго списывать эти расходы, каким документом оформлять?
Начало - здесь: Курс бухгалтерского учета >>.
01. Что считается расходами будущих периодов?
Конкретного определения этого понятия в нормативных актах нет. Нет отдельного нормативного акта, посвященного этим расходам. Главное то, что накопленные суммы подлежат отнесению на расходы не в настоящий момент, а в будущих отчетных периодах.
Для учета используется счет 39. Описание данного счета есть в Инструкции №291. Их описания понятно, какие виды витрат обліковуються на рахунку 39:
1) расходы на подготовку к пpоизводству в сезонных отраслях промышленности;
2) на освоение новых производств, агрегатов;
3) оплаченные авансом арендные платежи;
4) оплата страхового полиса;
5) оплата торгового патента;
6) подписка на газеты, журналы, периодику, справочные издания ([!!!] но кроме тех изданий, которые вы собираетесь учитывать на субсчете 111 в качестве библиотечных фондов).
Дальше добавлены слова "и тому подобное", потому что список не исчерпывающий. В видео упоминается, что это, кроме прочего, может быть учет списания стоимости лицензий.
Не верьте, если услышите, что состав расходов будущих периодов нужно отбразить в вашем приказе об учетной политике (смотрите в теме Приказ об учетной политике, что должно быть в этом приказе).
02. Строки для отражения в балансе
В "полном" балансе (то есть по Форме №1) и балансе финотчетности малого предприятия (по форме 1-м) отражаем в строке 1170. В "упрощенном" балансе (по форме 1-мс) - в строке 1190.
Смотрите: Заполнение баланса, Форма №1, Заполнение отчета малого предприятия, Заполнение упрощенного финансового отчета.
Можете встретить мнения теоретиков, что эти расходы иногда не относятся к оборотным активам и лучше указать их в разделе "Необоротные активы", например в строке 1090 под названием “Другие необратимые активы”.
Нет смысла в теоретических выкладках по этому вопросу.
Сумма расходов будущих периодов во многих случаях - это актив, который еще не стал ни оборотным ни необоротным. Эта сумма может быть списана на расходы какого-то периода (9 класс счетов, 8 класс счетов), может быть списана на себестоимость (счет 23), а может быть отнесена к капитальным инвестициям (счет 15). Все эти возможные корреспонденции есть в описании счета 39 в Инструкции №291.
А до 19.03.2013 для расходов будущих периодов был отдельный [!!!] раздел III в балансе. То есть Министерство финансов тогда признавало, то это не относится конкретно ни к оборотным ни к необоротным активам.
03. Примеры ситуаций с бухгалтерскими проводками
Смотрите проводки для нескольких ситуаций с использованием счета 39 (такие ситуации рассмотрены в видео):
01) подписка нa периодические, справочные издания,
02) учет использования "облачных" технологий (и аналогичными проводками - учет оплаты за использования компьютерной програмиой авансом),
03) учет страхования имущества,
04) учет банковских гарантий - на сумму банковской комиссии,
04. Списание накопленных сумм расходов: как часто и как долго списывать, каким документом оформлять?
Сначала - о том, как часто делать списание этих расходов.
Отчетный период - квартал. Нет никаких норм законодательства, где сказано, ежемесячно или ежеквартально списывать накопленные суммы.
Выберите сами вариант: можете списывать раз в квартал, можете раз в месяц (например, если на вашем предприятии настроен управленческий учет и сопоставляются расходы за месяцами). И не верьте, если услышите, что этот выбор нужно отобразить в вашем приказе об учетной политике (смотрите в теме Приказ об учетной политике, что должно быть в этом приказе)
Документ, которым оформляется это списание - Бухгалтерская справка.
Теперь - о том, как долго списывать эти расходы будущих периодов (в течение какого общего времени).
В некоторых случаях длительность списания очевидна: вы знаете, на сколько месяцев оформили подписку на периодическое издание, на сколько месяцев y вас оформлен страховой полис, на сколько месяцев оплатили за использование онлайн-сервиса или программы, сколько месяцев длится сезон (для списания сезонных расходов).
В других случаях (так, например, во время запуска нового производства), бухгалтер не может самостоятельно решить срок списания. Придется это обсуждать с руководством, плановым отделом (если он есть), с техническими и сбытовыми работниками и так далее. Законодательных ограничений относительно сроков списания нет. Лучше установить избранный срок списания в виде приказа или решения руководителя.
В некоторых ситуациях выбирают не сколько месяцев списывать накопленные расходы будущих периодов, а сколько гривен списывать на единицу продукции. B зависимости от специфики планирования деятельности вашего предприятия, можете избрать и такой вариант списания (например, известно, сколько единиц продукции, согласно договору, будет произведено).