Фактические проверки
Темы: Налоговая проверка.
Фактические проверки проводятся без предупреждения налогоплательщика (см. п. 80.1 НК).
Это понятие появилось в Налоговом кодексе, но фактическая проверка существовала и раньше и считалась разновидностью выездной внеплановой проверки. Кодекс конкретизировал объекты фактических проверок, и определил, что к фактическим проверкам относятся те, которые проводятся представителями ГНС в месте «фактического осуществления налогоплательщикoм деятельности, расположения хозяйственных или другиx объектов права собственности такoго плательщика» (пп. 75.1.3 cт. 75 НК).
В этом подпункте НК дан исчерпывающий перечень объектов фактических проверок. Такая проверка может грозить, если налогоплательщик:
- осуществляет расчетные или кассовые операции (это как операции в наличной и без наличной форме (или по платежным карточкам) с применением РРО, так и операции, которые оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами, в том числе и расчетные операции, освобожденные от проведения их через РРО);
- осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию и/или патентованию, требующую получения разного рода разрешительных документов (в том числe свидетельств o государственной регистрации);
- производит подакцизные товары и/или участвует в их обороте (покупке, продаже и т.п.);
- является работодателем. В этом случае субъект предпринимательства проверяется на предмет соблюдения не только трудового законодательства в отношении своих наемных работников, но и налогового (т.к. работодатель является налоговым агентом).
Достаточно наличия одного из фактов перечисленных выше, чтобы к субъекту предпринимательства нагрянула фактическая проверка.
Кроме этого, при фактической проверке выясняется наличие у субъекта предпринимательства документа, подтверждающего его государственную регистрацию.
Согласно Закону № 3609, подкорректировавшему пп. 75.1.3 cт.75 НК относительно налогового статуса проверяемых субъектов, до введения в действие норм относительно упрощенной системы налогообложения фактическим проверкам не могут быть подвергнуты физические лица — предприниматели, не зарегистрированные плательщиками НДС и юридические лица — плательщики единого налога, у которых НДС входит в состав единого налога.
Основания для фактических проверок
Основаниям посвящен п.80.2 cт.80 НК:
01) Пп.80.2.1 НК. Фактическая проверка может быть следствием проверки контрагента налогоплательщика (и не имеет значения вид проверки, которой подвергся контрагент). Если при проверке контрагента налогоплательщика у налоговиков появилось только подозрение «o возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства...», то основание уже есть.
02) Пп. 80.2.2 НК. Орган ГНС получил информацию о возможных нарушениях, которые совершил налогплательщик, от государственных органов или органoв местного самоуправления. Например, предприятие проверяли органы Госпотребстандарта (как вариант - департамент по вопросам защиты прав потребителей. В ходе проверки работники Госпотребстандарта увидели, что субъект предпринимательства нарушает нормы законодательства, которые подконтрольны налоговой службе. Эти проверяющие уведомляют налоговую службу о таком факт (у них-то самих нет нужных полномочий). Но им придется учеть, что информация от государственных органов и органов местного самоуправления должна поступить в ГНС в порядке, установленном законодательством (недостаточно просто позвонить). Статья 72 НК предусматривает много источников, из которых органы ГНС могут получать информацию, обеспечивающую их информационно-аналитическую деятельность. И в пп.72.1.2 НК указаны органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Большой объем информации органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны представлять налоговикам не время от времени, а в сроки, специально для этого предусмотренные Порядком № 1245 (смотрите текст Порядка >>).
03) Пп. 80.2.3 НК. Получено письменное обращение покупателя (потребителя). Этого достаточно только для фактических проверок на предмет соблюдения порядка ведения расчетных операций с применением РРО, кассовых операций, оформляемых кассовыми ордерами, патентования и лицензирования. НК говорит о том, что такое обращение должно быть тоже оформлено в соответствии с законом, a не устно. В данном случае имеется в виду Закон об обращениях граждан. В нем описана процедура обращения любого гражданина (в виде жалобы), в т.ч. в органы государственной власти, если его права нарушены.
04) Пп. 80.2.4 Выявлено непредставление в установленный ст.З Закона об РРО срок обязательной отчетности oб использовании РРО, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, или представление ее с нулевыми показателями. Данное основание — верный способ привести к себе фактическую проверку. Достаточно опоздать на день с представлением отчетности (подробнее - Отчет ЗВР-1 по кассовому аппарату (РРО)). Представление отчетности с нулевыми показателями — также повод для визита налоговиков. Правда, с трудом можно себе представить ситуацию, когда субъект предпринимательства сделал это умышленно. Но доказывать, что отчетность с нулевыми показателями — не сокрытие расчетов, а фактическое из отсутствие, придется уже во время фактической проверки.
05) Пп. 80.2.5. Если деятельность налогоплательщика связана с производством, учетом и транспортировкой спирта, алкогольных напиткoв и табачных изделий, а также с целевым использованием спирта отдельными категориями налогоплательщиков, то основанием для фактической проверки будет получение налоговиками информации о нарушении требований законодательства относительно хозяйственных операций с такой продукцией. Информация в этом случае тоже должна приниматься налоговиками в порядке, установленном законодательством, но источники этой информации не конкретизированы. Если этот источник — гражданин, то от него в орган ГНС должна поступить жалоба (согласно Закону об обращениях граждан).
06) Пп. 80.2.6 НК. Сопоставим пп. 80.2.6 и п. 80.3 НК. Например, на предприятии проводилась фактическая проверка, которой были выявлены нарушения законодательства. По результатам проверки был составлен акт. В течение 12 месяцев (с даты составления акта) налоговики имеют право осуществить повторную фактическую проверку (однократно) для того, чтобы убедиться, что налогоплательщик больше не допускает нарушений. Если повторная фактическая проверка показала, что предприятие снова нарушило те же нормы действующего законодательства, которые были выявлены и при первой фактической проверке, то по результатам повторной фактической проверки также будет составлен второй акт, и 12-месячный срок проведения уже третьей фактической проверки на этом же основании будет отсчитываться с даты составления второго акта.
07) Пп.80.2.7 НК. Это основание предусмотрено только для «трудовых» фактических поверок, касающихся труда наемных работников субъекта предпринимательства (нарушение порядка оформления трудовых отношений с ними, выплата зарплаты «в конвертах» и т.д.) и физических лиц — предпринимателей, осуществляющих деятельность без государственной регистрации. Опять же, для того, чтобы «трудовая» фактическая проверка состоялась, налоговики также должны получить информацию о нарушениях «в установленном законодательством порядке». Эту информацию налоговики могут получать из всех источников, определенных законодательством. Полный перечень возможных источников, кроме уже упомянутых выше жалоб от граждан, приведен в ст. 72 НКУ. Органы ГНС могут не только ожидать жалобы и обращения, но и сами делать запросы в различные органы для получения необходимой им информации, подыскивая основания для фактических проверок. Это вполне соответствует пп.72.1.6 НК, а процедура обращения органов ГНС в государственные органы и к налогоплательщикам описана в п.73.3 НК и в Порядке № 1245.
Контрольная закупка (контрольная расчетная операция)
До 1.01.2011 года проведение контрольной закупки на законодательном уровне не было разрешено налоговикам. Закон о ГНС налоговикам такого права не давал. Теперь это — право дано подпунктом 20.1.9 НК. Товары, полученные при контрольной закупке (контрольной расчетной операции), налоговики обязаны вернуть плательщику или возместить его расходы. Перед началом фактической проверки налоговики могут провести контрольную закупку - такое право налоговикам дано в п. 80.4 НК.
Допуск налоговиков к проверке
Пунктом 81.1 НК определены условия, при которых налоговики могут быть допущены к фактической проверке. Во избежание повторения смотрите права налогоплательщиков не допускать к проверке на странице Документальная проверка.
Режим и сроки проверок
Просмотрев различия между проверками, приведенные в таблице на странице Налоговая проверка, вы заметите, что сроки фактических налоговых проверок определены в сутках, а не в рабочих днях. Многие налогоплательщики, деятельность которых подпадает под основания фактических проверок, работают допоздна или же круглосуточно. Теперь налоговики будут иметь право проверять в любое время. Фактические проверки — один из видов выездных проверок, и их сроки проведения определены в ст. 82 НК. Согласно п.82.3 НК длительность фактической проверки не должна превышать 10 суток. По решению руководителя органа ГНС срок проверки может быть увеличен, но не более чем на 5 суток.
Участники проверки и подписание акта
Фактические проверки опасны тем, что теперь общаться с проверяющими, допускать их к проверке и участвовать в подписании акта проверки будут не только должностные лица налогоплательщика, но и наемные работники, которые непосредственно осуществляют операции, проверяемые в ходе фактических проверок. Это касается только одного объекта проверок: расчетных операций (не только с применением РРО). Определения термина «расчетная операция», приведенное в ст.2 Закона об РРО, говорит, что расчетные операции оформляются соответствующими расчетными документами. Такими документами являются: фискальный кассовый чек РРО, расчетная квитанция, кассовый ордер, документ свободной формы, подтверждающий проведение расчетной операции предпринимателем — плательщиком единого налога (например, товарный чек).
Фактические проверки могут проходить без присутствия должностных лиц, что раньше запрещалось законодательством и подтверждалось судебной практикой (согласно определения ВАСУ № 2-735/06 от 22.03.2006г, акт проверки, составленный в отсутствии этих лиц, не может быть основанием для принятия налогового уведомления-решения).
Теперь же согласно п. 81.1 НК направление на проверку может быть предъявлено лицу, непосредственно осуществляющему расчетные операции. Это же лицо может остаться один на один с проверяющими, и проверка будет законной. Но акт о результатах проверки должны со стороны налогоплательщика подписать не только наемное лицо, осуществляющее расчетные операции, но и должностные лица предприятия — директор и главный бухгалтер (а если проверяют физического лица—предпринимателя, то акт подписывает предприниматель).
Другие страницы по теме проверок:
- Документы для налоговой проверки.
- Внеплановая проверка.
- Составление акта проверки.
- Плановая проверка.
- Акт налоговой проверки - что изменилось с 2011года.