Тема: Заполнение баланса, Форма №1 (Заповнення балансу, Форма №1).
Рассмотрим подробнее заполнение Раздела ІІ пассива баланса "Долгосрочные обязательства и обеспечения".
Отдельно от других статей долгосрочных обязательств, пожалуй, следует выделить статью отсроченных налоговых обязательств.
Статья баланса |
Код строки |
Источник формирования показателя статьи |
II. Долгосрочные обязательства и обеспечения |
||
Отложенные налоговые обязательства |
1500 |
Сальдо Кт 54 |
В статье «Отсроченные налоговые обязательства» (строка 1500) предприятия отражают сумму налогов на прибыль, подлежащих уплате в будущих периодах в соответствии с ПБУ-17.
Международным стандартом, который регулирует расчет и учет отсроченных налоговых обязательств, является МСБУ 12. И национальный, и международный стандарты основаны на балансовом методе, поэтому различия между порядком расчета и учета отложенных налоговых обязательств по этим стандартами можно считать недостаточно существенными.
Статья баланса |
Код строки |
Источник формирования показателя статьи |
Пенсионные обязательства |
1505 |
Сальдо Кт 472 в части долгосрочных обязательств, связанных с выплатами по окончании трудовой деятельности |
Долгосрочные кредиты банков |
1510 |
Сальдо Кт 501, 502, 503, 504 |
Прочие долгосрочные обязательства |
1515 |
Сальдо Кт 505, 506, 51, 52, 53, 55 |
Долгосрочные обеспечения |
1520 |
Сальдо Кт 473, 474, 477, 478 в части долгосрочных обеспечений |
Долгосрочные обеспечения расходов персонала |
1521 |
Сальдо Кт 474, 477 в части долгосрочных обеспечений (в итог баланса не включается) |
Целевое финансирование |
1525 |
Сальдо Кт 48 |
Благотворительная помощь |
1526 |
Сальдо Кт 483 (в итог баланса не включается) |
Страховые резервы |
1530 |
Сальдо Кт 491, 492 (строка заполняется страховщиками) |
в том числе: резерв долгосрочных обязательств |
1531 |
Сальдо Кт 491, 492 в части соответствующих сумм) строки заполняются страховщиками, в итог баланса не включаются)) |
резерв убытков или резерв надлежащих выплат |
1532 |
|
резерв незаработанных премий |
1533 |
|
прочие страховые резервы |
1534 |
|
Инвестиционные контракты |
1535 |
Сальдо Кт 55 в части обязательств, связанных с инвестиционными контрактами (строка заполняется страховщиками) |
Призовой фонд |
1540 |
Сальдо Кт 475 (строка заполняется предприятиями, которые осуществляют деятельность по выпуску и проведению лотерей) |
Резерв на выплату джек-пота |
1545 |
Сальдо Кт 476 (строка заполняется предприятиями, которые осуществляют деятельность по выпуску и проведению лотерей) |
Всего по разделу II |
1595 |
Стр. 1500 + стр. 1505 + стр.1510 + стр.1515 + + стр. 1520 + стр. 1525 + + стр. 1530 + стр. 1535 + + стр. 1540 + стр. 1545 |
В следующих статьях раздела II формы № 1 предприятия, составляющие баланс в соответствии с ПБУ, должны привести следующую информацию:
01) в статье «Долгосрочные кредиты банков» (строка 1510) — сумму задолженности предприятия банкам по полученным от них кредитам, за исключением те-кущей составляющей (учет регулируется ПБУ-11);
02) в статье «Прочие долгосрочные обязательства» (строка 1515) — сумму других долгосрочных обязательств предприятия (кроме кредитов банков). Согласно п.2.51 раздела II Методических рекомендаций № 433 в этой статье, в частности, указывается информация об обязательствах по привлечению заемных средств, на которые начисляются проценты. То есть в этой статье следует указать обязательства по облигациям, обязательства по финансовой аренде, обязательства по долгосрочным векселям, прочие;
03) в статье «Долгосрочные обеспечения» (строка 1520) — сумму начисленных в отчетном периоде предстоящих расходов и платежей, размер которых на дату составления баланса может быть определен только лишь на основе предварительных оценок согласно ПБУ-11;
04) в статье «Целевое финансирование» (строка 1525) — сумму остатка средств целевого финансирования и целевых поступлений, полученных из бюджета и других источников, в том числе сумму средств, высвобожденных от налогообложения в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль предприятий (учет описан в ПБУ-15).
Остальные статьи являются дополнительными. Они либо служат для вычленения из основной статьи тех или иных показателей, либо ориентируются на узкий круг предприятий. Показатели первой группы статей не включаются в итог баланса, показатели второй . группы — предоставляют пользователям информацию о суммах (стоимости), которые итог баланса увеличивают. К примеру, в статье «Благотворительная помощь» (строка 1526) приводится остаток денежных средств (стоимости товаров, работ, услуг), полученных в виде благотворительной помощи, которые в соответствии с законодательством освобождаются от НДС. Сумма такой благотворительной помощи должна находиться в пределах суммы, отраженной в статье «Целевое финансирование». Однако есть статьи, показатели которых в итог баланса включаются. Скажем, это дополнительная статья «Страховые резервы» (строка 1530), в которой страховщики приводят «сумму резерва незаработанных премий, резерва убытков или резерва причитающихся выплат, резерва долгосрочных обязательств и прочих страховых резервов» (п.2.55 раздела II Методических рекомендаций № 433).
Кстати, статьи «Долгосрочные обеспечения» (строка 1520) и «Текущие обеспечения» (строка 1660) — типичный пример последовательности в четком разделении всех активов и обязательств (включая обеспечения) на оборотные и необоротные. Однако в старой форме № 1 в части обеспечений этого сделано не было — для всех обеспечений использовался счет из «необоротного» четвертого класса счетов. Поэтому в таблице указано, что данные субсчетов, на которых отражаются разные виды обеспечений, нужно разделить по признаку «оборотности/необоротности».
Кроме того, следует заметить, что хотя в соответствии с п.2.52 раздела И Методрекомендаций № 433 в статье «Долгосрочные обеспечения» (код строки 1520) отражаются также долгосрочные обеспечения на оплату отпусков, в связи с тем, что это обеспечение является текущим, его, по мнению автора, правильнее отражать в статье «Текущие обеспечения» (код строки 1660).
В качестве основных международных стандартов, которые регулируют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, связанное с долгосрочными обязательствами и обеспечениями, можно назвать МСФО 4, МСФО 9, МСБУ 19, МСБУ 20, МСБУ 26, МСБУ 37,.
Классификация.
В целях составления баланса по МСФО важно определить, созданы ли необходимые обеспечения будущих платежей и выплат. В принципе, создание целого ряда обеспечений требует и ПБУ (в частности, обеспечения на выплату отпускных, на исполнение гарантийных обязательств, на реструктуризацию, на исполнение обязательств при прекращении деятельности, на выполнение обременительных контрактов и др.). Однако в МСФО, кроме создания обеспечений некоторых типов, которое регулируется тем или иным «профильным» стандартом (например, МСБУ 19, МСФО 4 и т.п .), создание обеспечений регулируется специальным МСБУ 37.
Возможен вариант, когда финансовое обязательство сочетает в себе элементы как долевого, так и долгового финансовых инструментов (например, конвертируемые в фиксированное количество акций облигации). В этом случае в балансе долговая и долевая составляющие такого инструмента должны учитываться раздельно (долевая составляющая признается в составе собственного капитала).
Кроме того, следует обратить внимание на ста-тью «Целевое финансирование» (строка 1525). В соответствии с описанием счета 48 «Целевое финансирование и целевые поступления», которое приведено в Инструкции № 291, в этой статье отражаются:
01) денежные средства, высвобожденные от налогообложения;
02) денежные средства, полученные из бюджетов всех уровней и государственных целевых фондов;
03) благотворительная помощь, полученная из разных источников;
04) прочие средства целевого финансирования и целевых поступлений.
В МСФО нет понятия «целевое финансирование», хотя есть близкое к нему понятие «государственные гранты» (определение этого понятия дано в МСБУ 20). Указанный международный стандарт регулирует учет и отражение в финансовой отчетности грантов, связанных с активами, грантов, связанных с доходами, безвозвратных займов с определенными, наперед заданными условиями. Целевое финансирование другого порядка обычно учитывают по аналогии. Однако денежные средства, высвобожденные от налогообложения в связи с по-лучением льгот по налогу на прибыль, к категории государственных грантов точно не относятся.
Поэтому согласно требованиям МСБУ 20 при трансформации финансовой отчетности остатки целевого финансирования должны быть переведены в состав статьи «Доход будущих периодов» (отложенный доход). Денежные средства, высвобожденные от налогообложения, можно перевести в состав статьи «Прочие резервы» (строка 1435).
Оценка на дату баланса.
Особое внимание следует уделить учету долгосрочных обязательств. В соответствии с п.10 ПБУ-11 только долгосрочные обязательства, на которые начисляются проценты, на дату баланса отражаются по настоящей стоимости, остальные обязательства учитываются по исторической себестоимости. Согласно параграфу МСФО 7 финансовые обязательства могут:
01) оцениваться по справедливой стоимости с отражением результатов переоценки в составе прибыли или убытка;
02) оцениваться по амортизированной себестоимости с применением эффективной ставки процента.
Правда, есть и такие обязательства, которые не относятся ни к одной из перечисленных групп. Однако выделение текущей составляющей долгосрочных обязательств обязательно.
Отдельно на предмет отражения на дату баланса Стоит также проанализировать показатель, отраженный в статье «Целевое финансирование» (строка 1525).
Согласно п.17 ПБУ-15 полученное целевое финансирование признается доходом в течение тех от-четных периодов, в которых были осуществлены расходы, связанные с исполнением условий целевого финансирования. В п.18 этого же стандарта описан учет целевого финансирования капитальных инвестиций (доходом признается сумма целевого финансирования пропорционально сумме начисленной амортизации), то есть описан один метод учета целевого финансирования (метод дохода).
В соответствии с параграфом 12 МСБУ 20 государственные гранты признают в прибыли или убытке на систематической основе в течение периодов, в которых субъект хозяйствования признает как расходы соответствующие затраты, для компенсирования которых эти гранты предназначались. А значит, используют метод дохода, хотя в последующих параграфах названного международного стандарта описан как метод дохода, так и другой метод — метод капитала.
Существуют два метода представления в финансовой отчетности информации о грантах (или со-ответствующей части грантов), связанных с активами, которые считаются приемлемыми альтернативами (параграфы 24—27 МСБУ 20):
01) либо грант отражается как доходы будущих периодов (отложенный доход), которые признаются в прибыли или в убытке на систематической основе в течение срока полезного использования актива (то есть пропорционально суммам начисленной амортизации);
02) либо при определении балансовой стоимости актива грант вычитают. Грант признается в прибыли или убытке в течение срока эксплуатации актива, подлежащего амортизации, как уменьшение амортизационных расходов.
Гранты, связанные с доходом, подаются как часть прибыли (убытка) или отдельно, или под общим заглавием. Альтернативным подходом является их вычитание при отражении связанных с ними расходов (параграф 29 МСБУ 20).
Важные и популярные страницы / Важливі та популярні сторінки:
Финансовая отчетность / Фінансова звітність підприємства
Бухгалтерский учет / Бухгалтерський облік
Учетная политика / Облікова політика
Баланс предприятия (Форма №1) / Баланс підприємства (Форма №1)
Отчет о финансовых результатах / Звіт про фінансові результати
Отчет о движении денежных средств / Звіт про рух грошових коштів
Отчет о собственном капитале / Звіт про власний капітал
Отчет субъекта малого предпринимательства / Фінансовий звіт малого підприємства
Примечания к финансовой отчетности / Примітки до фінансової звітності
Бухгалтерские проводки / Бухгалтерські проводки
Приказ об учетной политике / Наказ про облікову політику
План счетов бухгалтерского учета / План рахунків бухгалтерського обліку
Учет основных средств / Облік основних засобів
Должностная инструкция бухгалтера / Посадова інструкція бухгалтера