Календарь
бухгалтера
  Налоговые
ориентиры
Бухгалтерский
учет
Ваша
отчетность
Видео для
бухгалтера
     
 
Сборник
№1

"Профессия
- бухгалтер"
  Читать...
 
 
Еще 70+ сборников
(налоги, учет, кадровые вопросы...
  Читать...
 
 
Примеры
заполнения отчетов, приложений, документов, расчетов...
  Смотреть...
 
 
Новое на
форуме
(последние вопросы и ответы)
  Смотреть
Часто задаваемые вопросы...

Письмо ГФС № 722/5/99-99-19-01-01-16 oт 16.01.2015

Информационное письмо ГФС № 722/5/99-99-19-01-01-16 oт 16.01.2015 г.

Тема: Налог на недвижимость, Податок на нерухомість, Плата за землю, Податок на землю, Единый налог, Єдиний податок.

Государственная фискальная служба Украины в связи со вступлением в силу Закона Украины от 28 декабря 2014 года № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины о налоговой реформе» (далее — Закон № 71) и во исполнение п.3 протокола селекторного совещания, которое проводил Премьер-министр Украины Яценюк А.П. 13.01.2015 г. по вопросам подготовки и принятия местных бюджетов, а также дополнительных источников их доходов в связи с проведением налоговой реформы, сообщает.

I. Общие положения

Закон № 71 опубликован 31.12.2014 г. в издании «Голос Украины» № 254 (спецвыпуск) и согласно пункту 1 раздела II «Заключительные положения» этого Закона вступил в силу с 1 января 2015 года, кроме некоторых норм.

Учитывая направления реформирования экономической политики Украины, определенные Программой деятельности Кабинета Министров Украины (утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 9 декабря 2014 года № 695), Законом № 71, в частности, предусмотрены:

уменьшение количества налогов и сборов с 22 до 11;

гармонизация бухгалтерского и налогового учета и определение объекта обложения налогом на прибыль предприятий, а именно по правилам бухгалтерского учета;

специальная процедура электронного администрирования НДС;

изменения в налогообложении доходов физических лиц;

введение местного налога на имущество;

оптимизация количества групп плательщиков единого налога до четырех с повышением максимального размера дохода, позволяющего находиться на упрощенной системе налогообложения (для первой и второй групп), снижение ставок единого налога для малого бизнеса;

изменение ставок рентной платы для нефти и конденсата;

введение использования регистраторов расчетных операций (далее — РРО) с электронной отчетностью в ГФС при продаже товаров/услуг в розничной сети;

распространение моратория на 2 года на проверки малого бизнеса (с объемом дохода до 20 млн грн. в год), за исключением отдельных случаев и операций;

изменения во взимании акцизного налога и т.п.

В целях повышения финансовой возможности местных советов Законом № 71, в частности, предусмотрен следующий перечень местных налогов и сборов:

Местные налоги:

налог на имущество;

единый налог.

Местные сборы:

сбор за места для парковки транспортных средств;

туристический сбор.

В соответствии с п.12.4 ст.12 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) к полномочиям сельских, поселковых, городских советов по налогам и сборам, в частности, относится установление ставок местных налогов и сборов в пределах ставок, определенных этим Кодексом.

Законом № 71 предусмотрено, что местные советы обязательно устанавливают единый налог и налог на имущество (в части транспортного налога и платы за землю) и решают вопросы об установлении налога на имущество (в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) и сбора за места для парковки транспортных средств, туристического сбора.

Кроме того, в соответствии с абзацем десятым п.4 раздела I Закона № 71 к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в части налогов и сборов относится установление в пределах, определенных Кодексом, ставок акцизного налога с реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров.

Если сельским, поселковым или городским советом не принято решение об установлении соответствующих местных налогов и сборов и акцизного налога в части реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, обязательных согласно Кодексу, такие налоги до принятия решения взимаются исходя из норм Кодекса с применением их минимальных ставок, а плата за землю взимается с применением ставок, действовавших до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю (абзац шестой п.4 раздела I Закона № 71).

Установление местных налогов и сборов, не предусмотренных Кодексом, запрещается.

II. Местные налоги и сборы

Изменениями, внесенными в Кодекс Законом № 71, предусмотрены определенные особенности взимания налогов и сборов, уплачиваемых в местные бюджеты, на которые следует обратить внимание местным советам при принятии соответствующих решений.

1. Особенности налогообложения и установления ставок акцизного налога в части реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров

С 1 января 2015 года Законом № 71 введен акцизный налог с розничной продажи подакцизных товаров (пиво, алкогольные напитки, табачные изделия, нефтепродукты и прочее топливо) и одновременно отменен сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

1.1. Плательщики налога и их регистрация контролирующими органами.

Плательщиками этого налога являются субъекты розничной торговли, реализующие непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, прочих субъектах хозяйствования общественного питания, следующие подакцизные товары: пиво, алкогольные напитки, табачные изделия, табак и промышленные заменители табака, товары, указанные в подпункте 215.3.4 пункта 215.3 статьи 215 Кодекса, в частности нефтепродукты, в первую очередь бензин и дизельное топливо, топливо моторное альтернативное, биодизель, сжиженный газ и т.п. (пп.14.1.212 п.14.1 ст.14, пп.212.1.11 п.212.1 ст.212 Кодекса).

В соответствии с пп.212.1.11 п.212.1 ст.212 Кодекса плательщиками налога являются лица — субъекты хозяйствования розничной торговли, осуществляющие реализацию подакцизных товаров. Такие субъекты подлежат обязательной регистрации в качестве плательщиков налога контролирующими органами по местонахождению пункта продажи вышеупомянутых подакцизных товаров. Регистрация осуществляется не позднее предельного срока представления декларации по акцизному налогу за месяц, в котором осуществляется реализация таких товаров.

Следовательно, регистрация контролирующими органами таких плательщиков, как плательщиков акцизного налога осуществляется автоматически при представлении ими декларации по акцизному налогу в контролирующие органы, территориально обслуживающие административно-территориальные единицы, на которых расположены пункты продажи подакцизных товаров.

1.2. Что касается базы, объекта налогообложения и ставки акцизного налога по розничной продаже подакцизных товаров

База налогообложения — это стоимость (с налогом на добавленную стоимость) реализованных через розничную торговую сеть подакцизных товаров (пп.214.1.4 п.214.1 ст.214 Кодекса).

Датой возникновения налоговых обязательств по реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров является дата осуществления расчетной операции в соответствии с Законом Украины от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон № 265), а при реализации товаров физическими лицами — предпринимателями, уплачивающими единый налог, — дата поступления оплаты за проданный товар (п.216.9 ст.216 Кодекса).

Согласно Закону № 265 расчетная операция — это прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу), а при применения банковской платежной карточки — оформление соответствующего расчетного документа об оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя либо, при возврате товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов о перечислении денежных средств в банк покупателя.

К полномочиям сельских, поселковых, городских советов относится, в частности, установление в пределах, определенных Кодексом, ставок акцизного налога с реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров (пп.12.4.4 п.12.4 ст.12 Кодекса).

При этом пп.215.3.10 п.215.3 ст.215 Кодекса предусмотрено, что для подакцизных товаров, реализованных в соответствии с подпунктом 213.1.9 пункта 213.1 статьи 213 Кодекса, ставки налога устанавливаются по решению сельского, поселкового или городского совета в процентах от стоимости подакцизных товаров (с налогом на добавленную стоимость) — в размере 5 процентов.

В соответствии с п.4 раздела II «Заключительные положения» Закона № 71 органам местного самоуправления рекомендуется в месячный срок со дня публикации этого Закона принять и обнародовать решение об установлении в 2015 году ставок акцизного налога с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров.

Согласно пп.12.3.5 п.12.3 статьи 12 Кодекса, если сельским, поселковым или городским советом не принято решение об установлении акцизного налога в части реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, обязательных в соответствии с Кодексом, такой налог до принятия решения взимается исходя из норм Кодекса с применением их минимальных ставок.

Таким образом, акцизный налог по ставке 5 процентов уплачивается начиная с 1 января 2015 года независимо от наличия принятых местными советами решений, поскольку Кодексом предусмотрена единая ставка — 5 процентов.

1.3. О представлении декларации и уплате акцизного налога с розничной продажи подакцизных товаров

В соответствии с п.223.1 ст.223 Кодекса базовый налоговый период для уплаты налога соответствует календарному месяцу.

Субъект хозяйствования розничной торговли, осуществляющий реализацию подакцизных товаров, представляет ежемесячно (не позднее 20 числа следующего периода) контролирующему органу по месту регистрации (то есть по месту расположения пункта продажи подакцизных товаров) декларацию по акцизному налогу по форме, утвержденной в порядке, установленном статьей 46 Кодекса (п.223.2 ст.223 Кодекса).

Следовательно, декларации по акцизному налогу представляются в контролирующие органы, территориально обслуживающие административно-территориальные единицы, на которых расположены пункты продажи подакцизных товаров. То есть количество таких деклараций за отчетный период должно соответствовать количеству административно-территориальных единиц, на которых расположены пункты продажи подакцизных товаров.

Первое представление декларации за январь 2015 года осуществляется плательщиками акцизного налога по розничной продаже подакцизных товаров не позднее 20 февраля 2015 года.

Суммы налога перечисляются в бюджет субъектом хозяйствования розничной торговли, осуществляющим реализацию подакцизных товаров, в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного Кодексом для представления налоговой декларации за месячный налоговый период (пп.222.3.1 п.222.3 ст.222 Кодекса).

Лицо — субъект хозяйствования розничной торговли, осуществляющее реализацию подакцизных товаров, уплачивает налог по месту реализации таких товаров (пп.222.3.2 п.222.3 ст.222 Кодекса).

Следовательно, уплата налога происходит в местные бюджеты административно-территориальных единиц, на которых расположены пункты продажи подакцизных товаров.

Первая уплата задекларированных сумм налога по розничной продаже подакцизных товаров за январь 2015 года осуществляется плательщиками акцизного налога не позднее 2 марта 2015 года.

2. Особенности налогообложения и установления ставок по налогу на имущество

Местный налог на имущество состоит из:

налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;

транспортного налога;

платы за землю.

2.1. Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.

Законом № 71 внесены изменения в части налогообложения недвижимого имущества, отличного от земельного участка, вступившие в силу с 1 января 2015 года.

Предусматривается расширение базы налогообложения для налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, путем налогообложения как жилой, так и нежилой недвижимости.

Подпунктом 14.1.129.1 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса определено, что объекты нежилой недвижимости — это здания, помещения, не отнесенные в соответствии с законодательством к жилищному фонду.

В нежилой недвижимости выделяют:

здания гостиничные — гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, рестораны и бары, туристические базы, горные приюты, лагеря для отдыха, дома отдыха;

здания офисные — здания финансового обслуживания, административно-бытовые здания, здания для конторских и административных целей;

здания торговые — торговые центры, универмаги, магазины, крытые рынки, павильоны и залы для ярмарок, станции технического обслуживания автомобилей, столовые, кафе, закусочные, базы и склады предприятий торговли и общественного питания, здания предприятий бытового обслуживания;

гаражи — гаражи (наземные и подземные) и крытые автомобильные стоянки;

здания промышленные и склады;

здания для публичных выступлений (казино, игорные дома);

хозяйственные (приусадебные) здания — подсобные (нежилые) помещения, к которым относятся сараи, хлева, гаражи, летние кухни, мастерские, уборные, погреба, навесы, котельные, бойлерные, трансформаторные подстанции и т.п.;

прочие здания.

С 1 апреля 2014 года для начисления налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, базой налогообложения определена общая площадь объекта налогообложения.

2.1.1. О ставках налога и льготах.

Законом № 71 дополнен перечень объектов жилой и нежилой недвижимости, которые не являются объектом налогообложения, в частности:

жилой недвижимостью, нежилой, в том числе в связи с аварийным состоянием, признанной таковой согласно решению сельского, поселкового, городского советов;

объектами нежилой недвижимости, которые используются субъектами хозяйствования малого и среднего бизнеса, осуществляющими деятельность в малых архитектурных формах и на рынках;

зданиями промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий;

зданиями, сооружениями сельскохозяйственных товаропроизводителей, предназначенными для использования непосредственно в сельскохозяйственной деятельности;

объектами жилой и нежилой недвижимости, которые находятся в собственности общественных организаций инвалидов и их предприятий.

Законом № 71 пересмотрены размеры жилой недвижимости, на которую применяются льготы по уплате налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Так, база налогообложения объекта/объектов жилой недвижимости, в том числе их частей, которые находятся в собственности физического лица — плательщика налога, уменьшается:

для квартиры/квартир независимо от количества — на 60 кв. метров;

для жилого дома/домов независимо от количества — на 120 кв. метров;

для разных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их частей (в случае одновременного нахождения в собственности плательщика налога квартиры/квартир и жилого дома/домов, в том числе их частей), — на 180 кв. метров.

При этом сельские, поселковые, городские советы могут увеличивать граничный предел жилой недвижимости, на который уменьшается база налогообложения.

Кроме того, сельские, поселковые, городские советы устанавливают льготы по налогу, уплачиваемому на соответствующей территории с объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических или юридических лиц, религиозных организаций Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, и используемых для обеспечения деятельности, предусмотренной такими уставами (положениями). Льготы по налогу, уплачиваемому на соответствующей территории, с объектов жилой недвижимости для физических лиц определяются исходя из их имущественного положения и уровня доходов.

Следует обратить внимание, что льготы по налогу, уплачиваемому на соответствующей территории с объектов жилой недвижимости, для физических лиц не предоставляются на:

объект/объекты налогообложения, если площадь такого/таких объекта/объектов превышает пятикратный размер не облагаемой налогом площади, утвержденной решением органов местного самоуправления;

объекты налогообложения, которые используются их собственниками в целях получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, ссуду, используются в предпринимательской деятельности).

Льготы по налогу, уплачиваемому на соответствующей территории с объектов нежилой недвижимости, устанавливаются в зависимости от имущества, которое является объектом налогообложения.

Органы местного самоуправления до 1 февраля текущего года представляют в соответствующий контролирующий орган по местонахождению объекта жилой/нежилой недвижимости сведения об установленных ими ставках налога и предоставленных ими льготах.

Ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению сельского, поселкового или городского совета в зависимости от места расположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 2 процентов размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 кв. метр базы налогообложения.

Вместе с тем, пунктом 33 подраздела 10 раздела XX Кодекса установлено, что на 2015 год ставки налога для объектов нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, определенные пунктом 266.5.1 Кодекса, не могут превышать 1 процента минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 кв. метр для объектов нежилой недвижимости.

2.1.2. Порядок исчисления и уплаты налога

Юридические лица плательщики налога самостоятельно исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 20 февраля этого же года представляют контролирующему органу по местонахождению объекта налогообложения декларацию по установленной форме в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса, с разбивкой годовой суммы равными долями поквартально. По вновь созданному (вновь введенному) объекту жилой недвижимости декларация представляется в течение месяца со дня возникновения права собственности на такой объект (подпункт 266.7.5 пункта 266.7 статьи 266 Кодекса).

В соответствии с подпунктом 266.6.1 пункта 266.6 статьи 266 Кодекса базовый налоговый (отчетный) период равен календарному году.

Таким образом, в 2015 году юридические лица — плательщики налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, исчисляют сумму налога за текущий год по ставкам, установленным решением сельского, поселкового или городского совета в зависимости от места расположения (зональности) и типов объектов:

для объектов жилой недвижимости — в размере, который не превышает 2 процента размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января 2015 года, за 1 кв. метр базы налогообложения;

для объектов нежилой недвижимости — в размере, который не превышает 1 процент размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января 2015 года, за 1 кв. метр базы налогообложения.

Что касается физических лиц, то исчисление суммы налога с объекта/объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, осуществляется контролирующим органом по месту налогового адреса (месту регистрации) собственника такой недвижимости с учетом следующих особенностей:

при наличии в собственности плательщика налога одного объекта жилой недвижимости, в том числе его доли, налог исчисляется, исходя из базы налогообложения, уменьшенной в соответствии с подпунктом 266.4.1 пункта 266.4 статьи 266 Кодекса, и льготы органов местного самоуправления по не облагаемой налогом площади таких объектов (при установлении) и соответствующей ставки налога;

при наличии в собственности плательщика налога более одного объекта жилой недвижимости одного или разных типов, в том числе их долей, налог исчисляется исходя из суммарной общей площади таких объектов, уменьшенной в соответствии с подпунктом 266.4.1 пункта 266.4 статьи 266 Кодекса, и льготы органов местного самоуправления по не облагаемой налогом площади таких объектов (при установлении) и соответствующей ставки налога.

Исчисление суммы налога с объекта/объектов нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, осуществляется контролирующим органом по месту налогового адреса (месту регистрации) собственника такой недвижимости, исходя из общей площади каждого из объектов нежилой недвижимости и соответствующей ставки налога.

Согласно подпункту 266.7.2 пункта 266.7 статьи 266 Кодекса налоговое/налоговые уведомления-решения об уплате суммы/сумм налога и соответствующие платежные реквизиты, в частности, органов местного самоуправления по местонахождению каждого из объектов жилой и/или нежилой недвижимости, направляются (вручаются) плательщику налога — физическому лицу контролирующим органом по месту его налогового адреса (месту регистрации) до 1 июля года, следующего за базовым налоговым (отчетным) периодом (годом).

Следовательно, в 2015 году физическим лицам — плательщикам налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, налог будет начисляться контролирующими органами по месту их налогового адреса (месту регистрации) за 2014 год в следующем порядке: с 01 января по 31 марта 2014 года — с жилой площади, а с 01 апреля по 31 декабря 2014 года — с общей площади объектов жилой недвижимости.

Условный пример алгоритма расчета налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка:

у физического лица в собственности находится квартира, жилая площадь которой 123 м кв., общая — 220 м кв., льгота по уплате налога — 120 м кв. Ставка налога установлена в размере 1 процента минимальной заработной платы по состоянию на 01 января 2014 года (12,18 грн.), за 2014 год сумма налога рассчитывается:

I квартал — (123 м кв. - 120 м кв.) х 12,18 грн. / 12 мес. х 3 мес. = 9,14 грн.;

II—IV кварталы — (220 м кв. - 120 м кв.) х 12,18 грн. / 12 мес. х 9 мес. = 913,5 грн.

За 2014 год сумма налога составляет 922,64 грн. (9,14 грн. + 913,5 грн.).

То есть до 1 июля 2015 года физическому лицу будет направлено налоговое уведомление-решение об уплате налога в сумме 922,64 грн., которую необходимо уплатить в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.

Учитывая нормы действующего законодательства, физические лица уплачивать налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, с базы налогообложения, введенной Законом № 71, будут в 2016 году.

Для обеспечения выполнения норм Кодекса и поступления средств в местные бюджеты просим скоординировать работу органов местного самоуправления по пересмотру решений об установлении на 2015 год налога на имущество в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, для объектов жилой недвижимости, а также принятию и обнародованию решений об установлении в 2015 году налога на имущество в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, для объектов нежилой недвижимости.

2.2. Транспортный налог

Плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, имеющие зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные легковые автомобили, которые в соответствии с подпунктом 267.2.1 пункта 267.2 статьи 267 Кодекса являются объектами налогообложения.

Объектом налогообложения являются легковые автомобили, которые использовались до 5 лет и имеют объем цилиндров двигателя более 3000 куб. см.

Ставка налога устанавливается из расчета на календарный год в размере 25000 гривен за каждый легковой автомобиль, который является объектом налогообложения, а базовый налоговый (отчетный) период равен календарному году.

Плательщики налога — юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 20 февраля этого же года представляют контролирующему органу по месту регистрации объекта налогообложения декларацию с разбивкой годовой суммы равными долями поквартально. Уплачивается налог юридическими лицами авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, которые отражаются в годовой налоговой декларации.

По объектам налогообложения, приобретенным в течение года, декларация юридическим лицом — плательщиком представляется в течение месяца со дня возникновения права собственности на такой объект, а налог уплачивается начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект.

В случае перехода права собственности на объект налогообложения от одного собственника к другому в течение отчетного года, налог исчисляется предыдущим собственником за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный объект налогообложения, а новым собственником — начиная с месяца, в котором он приобрел право собственности на этот объект.

За объекты налогообложения, приобретенные в течение года, налог уплачивается пропорционально количеству месяцев, оставшихся до конца года, начиная с месяца, в котором проведена регистрация транспортного средства (пп.267.6.6 п.267.6 ст.267 Кодекса).

Что касается физических лиц, то исчисление суммы налога с объекта/объектов налогообложения, которые им принадлежат и зарегистрированы в Украине, осуществляется контролирующим органом по месту регистрации плательщика налога на основании сведений, необходимых для расчета налога, полученных от органов внутренних дел.

Налоговое/налоговые уведомления-решения об уплате суммы/сумм налога и соответствующих платежных реквизитах направляются (вручаются) плательщику налога контролирующим органом по месту его регистрации до 1 июля года базового налогового (отчетного) периода (года) (пп.267.6.2 п.267.6 ст.267 Кодекса).

В отношении объектов налогообложения, приобретенных в течение года, налог уплачивается физическим лицом-плательщиком, начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект. Контролирующий органа направляет налоговое уведомление-решение новому собственнику после получения информации о переходе права собственности.

Начисление налога и направление (вручение) налоговых уведомлений-решений об уплате налога физическим лицам — нерезидентам осуществляют контролирующие органы по месту регистрации объектов налогообложения, находящихся в собственности таких нерезидентов.

Физическими лицами транспортный налог уплачивается в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.

2.3. Плата за землю

Согласно пп.284.1 ст.284 Кодекса органы местного самоуправления устанавливают ставки платы за землю и льготы по земельному налогу, уплачиваемому на соответствующей территории.

В соответствии с пп.12.3.4 п.12.3 ст.12 Кодекса решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применения определенных местных налогов и сборов.

До 25 декабря года, предшествующего отчетному, органы местного самоуправления должны представлять контролирующим органам решения о ставках земельного налога и предоставленных льготах по уплате земельного налога юридическим и/или физическим лицам (абзац второй п.284.1 ст.284 Кодекса).

Изменения в указанную информацию предоставляются до 1 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным кварталом, в котором произошли такие изменения.

Если органы местного самоуправления не обнародовали и не предоставили в установленные действующим законодательством сроки соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка решения о ставках земельного налога и предоставленных льготах по уплате земельного налога юридическим и/или физическим лицам, плата за землю в 2015 году взимается в соответствии с требованиями пп.12.3.5 п.12.3 ст.12 Кодекса с применением ставок земельного налога 2014 года с учетом коэффициента индексации — 1,249.

Для отдельных категорий землепользователей нормами Кодекса определены условия, при которых они могут быть плательщиками платы за землю.

В частности, при переходе права собственности на здания земельный налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок (до 1 января 2015 года — с даты регистрации права собственности на недвижимое имущество).

Основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка, оформленный и зарегистрированный в соответствии с законодательством.

Учитывая изложенное, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления необходимо произвести инвентаризацию земельных участков и землепользователей, а также организовать работу по оформлению права землепользования в соответствии с полномочиями, определенными ст.122 Земельного кодекса Украины.

Особое внимание уделяется предоставлению права местным советам в пределах полномочий, определенных Кодексом, принимать решения об установлении ставок земельного налога.

Так, ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере не более 3 процентов их нормативной денежной оценки, а для сельскохозяйственных угодий — не более 1 процента их нормативной денежной оценки (п.274.1 ст.274 Кодекса).

Ставка налога устанавливается в размере не более 12 процентов их нормативной денежной оценки за земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной форм собственности).

Кроме того, в статье 277 Кодекса определены ставки земельного налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена, — не более 5 процентов нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области.

Также в соответствии с п.271.2 ст.271 Кодекса решение советов о нормативной денежной оценке земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов, официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.

Обязательность проведения нормативной денежной оценки земель предусмотрена ст.13 Закона Украины «Об оценке земель», а периодичность проведения — статьей 18 данного Закона: не реже одного раза в 5—7 лет.

Своевременное проведение (повторной) нормативной денежной оценки земельных участков в населенных пунктах Украины в сроки, определенные действующим законодательством, — источник дополнительных поступлений в местный бюджет по плате за землю.

Дополнительно сообщаем, что по информации Государственной службы статистики Украины, индекс потребительских цен за 2014 год составлял 124,9 процента.

Коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель, на который индексируется нормативная денежная оценка сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и прочих земель несельскохозяйственного назначения, рассчитанный в соответствии с пунктом 289.2 статьи 289 Кодекса, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 1,249.

Коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель применяется кумулятивно в зависимости от даты проведения нормативной денежной оценки земель. Коэффициенты индексации нормативной денежной оценки земель составляют: 1996 год — 1,703, 1997 — 1,059, 1998 — 1,006, 1999 — 1,127, 2000 — 1,182, 2001 — 1,02, 2005 — 1,035, 2007 — 1,028, 2008 — 1,152, 2009 — 1,059, 2010 — 1,0, 2011 — 1,0, 2012 — 1,0, 2013 — 1,0 и 2014 — 1,249. Нормативная денежная оценка земель за 2002, 2003, 2004 и 2006 годы не индексировалась. Кумулятивное значение коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель с 1995 года по состоянию на 1 января 2015 года составляет 3,997.

3. Особенности налогообложения и установления ставок по единому налогу

В соответствии с Законом № 71, начиная с 1 января 2015 года, введена оптимизация количества групп плательщиков единого налога до четырех с увеличением существующего максимального размера дохода, позволяющего находиться на упрощенной системе налогообложения (для первой и второй групп), снижение ставок единого налога для плательщиков третьей группы.

Таким образом, в настоящее время субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, делятся на следующие группы плательщиков единого налога:

1) первая группа — физические лица — предприниматели, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и объем дохода которых в течение календарного года не превышает 300000 гривен;

2) вторая группа — физические лица — предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года соответствуют совокупности слеующих критериев:

не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 лиц;

объем дохода не превышает 1500000 гривен;

3) третья группа — физические лица — предприниматели, которые не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, не ограничено и юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, в которых в течение календарного года объем дохода не превышает 20000000 гривен;

4) четвертая группа — сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75 процентов.

Фиксированные ставки единого налога для плательщиков первой — второй групп устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами для физических лиц — предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности из расчета на календарный месяц:

для первой группы плательщиков единого налога — в пределах до 10 процентов размера минимальной заработной платы;

для второй группы плательщиков единого налога — в пределах до 20 процентов размера минимальной заработной платы.

Соответственно органы местного самоуправления в течение января 2015 года могут пересмотреть ставки единого налога для таких групп плательщиков и официально обнародовать принятые решения до 15 июля 2015 года.

Для взимания единого налога с юридических лиц (плательщики III и IV групп) решения местных советов не требуются, поскольку ставки налога определены Кодексом.

4. Особенности установления сборов

Решения об установлении сбора за места для парковки транспортных средств и туристического сбора, принятые органами местного самоуправления до 2015 года, действительны и обязательного пересмотра не требуют, поскольку нормы Кодекса, регламентирующие порядок взимания этих сборов, не изменялись.

Местным советам необходимо безотлагательно принять решение об отмене сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии с Законом № 71 с 1 января 2015 года такой местный сбор не взимается.

Дополнительно сообщаем, что Законом № 71 введено обязательное использование РРО для плательщиков единого налога — физических лиц — предпринимателей : плательщиков третьей группы — с 1 июля 2015 года, плательщиков второй группы — с 1 января 2016 года.

В то же время плательщики единого налога — физические лица — предприниматели второй и третьей групп при осуществлении деятельности на рынках, при продаже товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, а также плательщики единого налога первой группы не применяют РРО (п.296.10 ст.296 Кодекса).

Просим опубликовать это письмо на официальных сайтах областных советов и областных государственных администраций и довести его до сведения местных советов и местных государственных администраций.

Председатель И.БИЛОУС

Смотрите также:

01 - Налог на недвижимость для юридических лиц.

02 - Податок на нерухомість юридичних осіб.

01 - Земельний податок.

02 - Земельный налог.

Получайте новости:
Часто задаваемые вопросы...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Свежее видео:


Оскарження податкових рішень...

Реєстрація приватних підприємців...

Исправления по нaлогу на прибыль...

Еще видео >>>

.

© 2016 Бухучет buhoblik.org.ua

 


Получайте новости

Ваш email:
 

Календари бухгалтера, предпринимателя, кадровика...

Есть вопросы?
 
Жмите сюда

.