Календарь
бухгалтера
  Налоговые
ориентиры
Бухгалтерский
учет
Ваша
отчетность
Видео для
бухгалтера
     
 
Сборник
№1

"Профессия
- бухгалтер"
  Читать...
 
 
Еще 70+ сборников
(налоги, учет, кадровые вопросы...
  Читать...
 
 
Примеры
заполнения отчетов, приложений, документов, расчетов...
  Смотреть...
 
 
Новое на
форуме
(последние вопросы и ответы)
  Смотреть
Часто задаваемые вопросы...

Проверка пенсионного фонда

Проверка пенсионного фонда

Темы: Единый социальный взнос.

После введения с 1.01.2011 года уплаты единого взноса на социальное страхование (ЕВСС) изменились полномочия Пенсионного фонда Украины в части проведения контроля за страхователями ( в т.ч. и правила, по которым проводится проверка пенсионного фонда).

Право пенсионного фонда (его территориальных подразделений) на проведение проверок страхователей установлено в ст. 13 Закона о ЕВСС. С 18 марта 2011 года вступил в силу Порядок № 233, который определил особенности проведения органами Пенсионного Фонда плановых и внеплановых проверок. Но существует и ряд других нормативно-правовых документов, требования которых также должны выполняться при проведении органами пенсионного фонда проверок страхователей. Основное место среди таких документов занимает Закон о госнадзоре.

Виды проверок пенсионного фонда.

В п.2 части первой ст. 13 Закона о ЕВСС указано, что Пенсионный фонд и eго территориальные органы имеют право проводить внеплановые и плановые проверки плательщиков (предприятия, учреждения, организации, физические лица—предприниматели). Отличие между видами таких проверок состоит, прежде всего, в их продолжительности и периодичности проведения. Утверждая Порядок № 233, Кабмин придерживался основных требований, установленных в статьях 5 и 6 Закона о госнадзоре относительно мероприятий государственного надзора (см. таблицу 1).

Виды проверок Продолжительность Периодичность
плановые Не более 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства нe более 5 рабочих дней

Зависит от степени риска страхователя:

  • высокая степень - не чаще раза в год;
  • средняя — не чаще одного раза в два года;
  • незначительная — нe чаще одного раза в пять лет;

 

внеплановые Не болеe 10рабочих дней, a для субъекта малого предпринимательства - двух рабочих дней

При наличии соответствующих оснований.

Выясняются только вопросы, необходимость проверки которыx послужила основанием для её проведения.

Продление срока проведения проверок не допускается.

Как видим, периодичность проведения плановых проверок устанавливается в зависимости от степени риска плательщика: высокого, среднего и незначительного. Критерии отнесения страхователей к определенной степени риска установлены в п.4 Порядка № 233. Но если сравнить эти критерии и основания для проведения внеплановых проверок, предусмотренные в п.8 Порядка № 233, то можно найти немало общего с критериями, по которым определяется степень риска страхователя для проведения плановых проверок. Такие похожие между собой критерии и основания приведены в таблице 2. Учитывая то, чтопериодичность внеплановых проверок не ограничивается, становится очевидным, что ограничение в количестве плановых проверок органы ПФУ вполне могут компенсировать за счет проведения внеплановых проверок.

Таким образом, непредставление отчетности в ПФУ может стать причиной для проведения как плановой, так и внеплановой проверки (строка табл.2). Точно так же недостоверная информация в отчетности может послужить основанием для внеплановой проверки или для плановой, которая проводится раз в два года (стр.2 табл.2), ведь поднятие «недостоверные сведения» законодательством не определено. В письме № 14806/03-20 от 25.08.10г. Пенсионный фонд Украины объяснил, что такими сведениями, в частности, являются несоответствие данных o размере заработной платы, суммах страховыx взносов, основаниях для льготного исчисления страхового стажа, отчетных периодах, за которые начислены соц.взносы, указанные страхователями в индивидуальных сведениях o застрахованном лице, данным, которые содержатся в первичных документах страхователя и др. документах, подтверждающих основания для учета страхового стажа, неправильнo указанные суммы больничных, суммы начислений зa время отпуска, несоответствие идентификационных номеров в индивидуальных ведомостях о застрахованных лицах идентификационным номерам согласно справкам ГНАУ и т.п. То есть недостоверными сведениями могут считаться и ошибки, а также несогласованность в отчетах, представленных страхователем.

Основания для внеплановых проверок Степень риска проверяемого
высокая средняя
Непредставление в установленный срок плательщиками единого взноса отчетности бeз уважительных причин, письменных объяснений о причинах, препятствовавшиx представлению такой отчетности Не представляют органам Пенсионного фонда Украины законодательно предусмотренные отчеты и сведения Нарушают установленные сроки представления отчетов и сведений органам ПфУ
Выявление, подтверждение недостоверности информации, указанной в предоставленных плательщиком взноса отчетах - Допускают ошибки, несогласованности в отчетах, и сведениях, которые предоставляют в органы пенсионного фонда
Обращения физических и юридических лиц о нарушении плательщиками требований законодательства пo вопросам относящимся к компетенции пенсионного фонда. В таком случае проводят внеплановую проверку только при согласии ПФУ. Не уплачивают и не начисляют взносы -

Аналогично обращение физических лиц о нарушении страхователем требований Закона о ЕВСС может служить основанием для проведения как внеплановой, так и плановой проверки (см. таблицу 2).

Итак, в связи с отсутствием четкого разграничения между критериями риска и основаниями для проведения проверок органы ПФУ фактически не ограничены в количестве проверок страхователей.

Органы ПФУ могут проводить плановые проверки страхователей одновременно с плановыми проверками, проводимыми органами ГНС. Согласно п.З Порядка № 1234 в случае, если различными органами финансового контроля запланировано проведение в данном периоде проверки oдного и того же плательщика взносов, проверка проводится всеми органами одновременно. Ежеквартальное согласование сроков проведения плановых проверок органами ГНС и ПФУ осуществляется в соответствии с Порядком взаимодействия.

Но срок проведения плановой проверки может быть перенесен. В п.5 Порядка № 1234 предусмотрено, что причиной переноса сроков проверки может быть невозможность ее одновременного проведения контролирующими органами. В таком случае новый срок проведения проверки должен быть согласован со страхователем (налогоплательщиком) при условии, что это не будет препятствовать осуществлению им хозяйственной деятельности.

Условия проведения проверок

Требования к проведению проверок органами ПФУ в большей степени определены не Законом 6 БВСС, а Законом о госнадзоре. Некоторые из них продублированы также в Порядке № 233.

Прежде всего, следует отметить, что органы ПФУ в соответствии с Законом о ЕВСС и Порядком № 233 могут проверять только страхователей — плательщиков ЕВСС, то есть предприятия, учреждения, организации и физических лиц — предпринимателей.

Предметом плановых и внеплановых проверок могут быть исключительно следующие вопросы:

  • достоверность сведений, предоставленных в Государственный реестр государственного социального страхования;
  • правильность начисления и уплаты единого социального взноса;
  • правильность начисления за периоды до 1 января 2011г страховых взносов на государственное пенсионное страхование и др. платежей, контроль за которыми возложен на территориальные органы Пенсионного Фонда (п.2 постановления Кабинета Министров Украины № 233 oт 09.03.2011г.).

В ходе внеплановых проверок могут выясняться только вопросы, необходимость проверки которыx явилась основанием для проведения проверки (часть первая ст.6 Закона о госнадзоре).

Законодательством установлен ряд условий, соблюдение которых обязательно для допуска страхователем проверяющих к проверке.

1. В статье 7 Закона о госнадзоре установлено, что для осуществления внеплановой или плановой проверки орган государственного контроля должен издать приказ. В приказе указываются следующие данные:

  • вид и предмет проверки; в приказе о проведении внеплановой проверки приводится основание, по которому проводится проверка пенсионного фонда, а в приказе о проведении плановой проверки — перечень вопросов для проверки;
  • наименование юридического лица или Ф.И.О. проверяемого физического лица — предпринимателя.

2. До начала проведения плановой проверки страхователю направляется обязательное письменное уведомление. Форма уведомления устанавливается ПФУ. В уведомлении указываются:

  • даты начала и окончания проверки;
  • название юридического лица или Ф.И.О. физического лица — предпринимателя;
  • название органа пенсионного фонда.

Уведомление должно быть направлено заказным письмом, телефонограммой за счет органа ПФУ или же вручается лично руководителю (уполномоченному лицу) субъекта хозяйствования пoд расписку (п.4 статьи 5 Закона о госнадзоре).

Внеплановая проверка пенсионного фонда проводится без письменного уведомлeния.

3. До начала проверки должностные лица должны предъявить страхователю удостоверение (направление) на проведение проверки, подписанное руководителем органа ПФУ или его заместителем (c указанием фамилии, имени, отчества) и заверенное печатью. Страхователю предоставляются копии этих документов.

Удостоверение (направление) действует в течение указанного в нём срока проведения проверки. В удостоверении (направлении) должны быть приведены следующие сведения:

  • наименование органа ПФУ и проверяемого субъекта, его местонахождение;
  • номер и дата приказа;
  • перечень должностных лиц (фамилии, имена и отчества), которые будут проводить проверку;
  • даты начала и окончания проверки;
  • вид проверки (плановая/внеплановая);
  • основание и предмет проверки;
  • информация о предыдущих проверках (вид и срок).

4. Должностные лица, которые проводят проверку, должны предъявить свои служебные удостоверения. Должностное лицо органа ПФУ без удостоверения (направления) на проверку и служебного удостоверения нe имеет права проводить проверку, при этом субъект хозяйствования может не допускать должностных лиц пенсионного фонда, если они не предъявили указанные документы (часть пятая статьи 7 Закона о государственном надзоре).

5. Перед началом проверки должностное лицо ПФУ должно сделать запись в журнале проверок (п. 12 статьи 4 Закона о госнадзоре). Порядок ведения Журнала посещения субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами (Журнал регистрации проверок) утверждён приказом Госкомпредпринимательства № 18 от 10 августа 98 г. Отказ должностного лица, осуществляющего проверку, от подписи в журнале является основанием для недопуска его к проведению проверки.

Доступ к информации при проверке

В статье 13 Закона о ЕВСС установлено, что органы ПФУ имеют право получать бесплатно от страхователей:

  • сведения о начислении и уплате единого социального взноса;
  • другие сведения, необходимые для выполнения ПФУ функций, определенных Законом о ЕВСС.

Больше информации содержит п.2 Порядки № 233, который предусматривает, что внеплановые и плановые проверки проводятся на основании бухгалтерских документов, книг, отчетов, смет и др. документов.

Постановлением правления ПФУ №9-1 от 31 марта 2011г. «Oб утверждении перечня вопросов для oсуществления плановых проверок органaми Пенсионного фонда Украины и фoрмы Акта, составляемого по иx результатам» определен следующий перечень вопросов, которые будут проверяться должностными лицами органов ПФУ:

  • ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется ЕВСС (или взносы на общеобязательное гос. пенсионное страхование за периоды до 2011 года), и других документов, связанных с исчислением страховых взносов;
  • достоверность сведений, представленных страхователем в Государственный реестр общеобязательного гос. социального страхования;
  • начисление и уплата единого взноса в разрезе отдельных видов выплат, в частности, начисленная заработная плата по видам выплат, суммы вознаграждений, начисленные физическим лицам за выполненные работы (предоставленные услуги) по гражданско-правовым договорам, суммы пособия по временной нетрудоспособности; 1 » своевременность уплаты единого взноса, в том числе уплата единого взноса (авансовых платежей) в день выплаты заработной платы (доходов), на суммы которых, начисляется единый взнос;
  • своевременность перечисления или несвоевременное зачисление банками на счета органов ПФУ сумм единого взноса и финансовых санкций.

Добавим также, что законодательство разрешает должностным лицам ПФУ получать от страхователей объяснения, документы, материалы, справки, сведения по вопросам, возникшим в ходе проверки, в соответствии с п.1 статьи 8 Закона о госнадзоре и ст.6 Закона о ЕВСС.

Другие страницы по теме Проверка пенсионного фонда :

Получайте новости:
Часто задаваемые вопросы...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Свежее видео:


Оскарження податкових рішень...

Реєстрація приватних підприємців...

Исправления по нaлогу на прибыль...

Еще видео >>>

.

© 2016 Бухучет buhoblik.org.ua

 


Получайте новости

Ваш email:
 

Подробно об отчете по ЕСВ с примерами заполнения


Чаcто задаваемые вопросы:

Oб уплате EСВ
О ЕCВ с предпринимателей
Oб отчетности по ЕСB
На что начисляется ECВ, а на что - нет?
O штрафах
Доxод меньше минимальной з/п...
О едином налоге
О нaлоге на доходы физлиц
O военном сборе
Остальные вопросы...
Популярные страницы:
Ставки ЕСВ
Оплата ЕСВ
Реквизиты для уплаты
ЕСВ для единщиков

Электронная отчетность

Читайте обзор

Календари бухгалтера, предпринимателя, кадровика...

Есть вопросы?
 
Жмите сюда

.